Разъяснение законодательства межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы

 

Вопрос: Я слышал, что вопросы рационального использования и охраны земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства, а предусмотрена ли какая-либо ответственность за нарушение указанного законодательства?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Пырковой Т.М.: Согласно пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемое владение, собственный земельный участок граждан и юридических лиц) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним».

Землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков несут административную ответственность за порчу земли в процессе ее использования. Порча земли  - экологическое преступление, заключающееся в отравлении, загрязнении или ином воздействии на почву веществами, такими как удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты и другие, опасные химические и биологические вещества.

Президентом Российской Федерации 02.04.2014 подписан Федеральный закон № 61-ФЗ от 02.04.2014 «О внесении изменений в статью 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», изменения касаются ужесточения административной ответственности за порчу земли. Ранее максимальный штраф для граждан за уничтожение плодородного слоя почвы, а также за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами составлял две тысячи рублей, теперь с учетом изменений – пять тысяч рублей, для должностных лиц - с четырех до тридцати тысяч рублей и с сорока до восьмидесяти тысяч рублей для юридических лиц.

Максимальный штраф за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы увеличен с одной до трех тысяч рублей для граждан, с трех до десяти тысяч рублей для должностных лиц и с тридцати до пятидесяти тысяч рублей для юридических лиц.

 

 

Вопрос: я являюсь представителем организации, приобретшей несколько лет назад в собственность земельный участок из категории земель сельхозназначения. В настоящее время Россельхознадзором указано, что нашей организацией совершено административное правонарушение, так ли это?

Ответ старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Пырковой Т.М.:  15.02.2014 вступил в силу закон об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов существенно увеличены для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением.

Фиксированным остается верхний предел штрафа – 500 000 рублей.

Вместе с тем, размер штрафа за правонарушение стал зависеть от кадастровой стоимости земельного участка, а именно:

- для граждан - от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;

- для должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб.;

- для юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости, но не менее 200 тыс. руб.

Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 8.8. КоАП РФ, отнесено к полномочиям Россельхознадзора.

 Административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозназначения наступает в случае, если лицо в течение трех и более лет подряд не использует участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Необходимо отметить, что указанный срок (три года и более) исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок. В этот срок не включается время освоения земельного участка и период, в течение которого он не мог использоваться по целевому назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование.