Донской монастырь

Название муниципального образования Донское происходит от древнейшей достопримечательности этих мест - Донского Ставропигиального монастыря.

               Монастырь был основан в 1591 году на месте ставки русских войск, вставших на защиту Москвы от набега полчищ крымского хана. Первый соборный храм монастыря (названный "во имя Донской иконы Богородицы", молитвами которой спаслись москвичи) был построен в 1593 г. по указу Бориса Годунова в честь победы русских войск над крымским ханом Казы-Гиреем; в обозе войск победителей, стоявших на месте будущего монастыря, хранилась икона Донской Богоматери.

Позднее, в конце 17 века, на территории монастыря были построены два собора и колокольня. Монастырь являлся не только духовным центром, но и политическим. В нем осуществлялась связь России с соседними народами, особенно с Украиной, вошедшей в состав государства российского в 1654 году, а также с Грузией, искавшей защиты от засилия турок.
С важнейшими государственными событиями было связано строительство нового соборного храма, который является доминантой всего ансамбля монастыря. И.Е. Забелин, первый историограф Донского монастыря, установил, что строительство храма велось в два этапа.

На первом этапе в 1684 - 1686 годах храм был возведен до сводов. В подклете храма была установлена крипта, которая впоследствии была превращена в храм-усыпальницу. Второй этап строительства начался в 1688 году, когда по царскому указу от 8 июня продолжили возведение собора и изготовление иконостаса. Резной иконостас и иконы создавали лучшие резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа. 21 августа 1698 года новый соборный храм был освящен митрополитом Сарским и Подольским преосвященным Тихоном. Новый храм был поставлен на высоком подклете и окружен галереями-гульбищами, которые в середине 18 века были превращены в закрытые и к ним были пристроены паперти. На протяжении всего 18 века наместники монастыря с братией благоукрашали собор. В 1752 году на вклады купца Кузьмы Замятина были устроены чугунные полы, которые сохранились до настоящего времени. На средства атамана войска Донского Даниила Ефремовича было сделано малое паникадило, которое также сохранилось. В 1748 году к южной стороне храма по проекту архитектора В. Обухова была пристроена ризница. А в 1782 году при наместнике Аввакуме Миланковиче начали расписывать храм. Шестьдесят сюжетов Ветхого и Нового Заветов были помещены в живописные рамы и расположены в четырех ярусах. Эти росписи были реставрированы в 1993 - 1994 годах при содействии Министерства культуры. В 1789 году были расписаны стены галерей, к сожалению, они в 1867 году были сбиты и паперти расписали вновь.


Монастырская стена с башней
В 1920-е годы, когда в галереях собора разместились музейные экспозиции, росписи были забелены и частично уничтожены. В 1996 году началась их реставрация, которая еще не завершена. Большой собор был вновь освящен Святейшим Патриархом Алексием 19 августа 1991 года, и сразу же в храме начались реставрационные работы. До настоящего времени продолжаются работы по украшению храма: расписаны стены в алтаре, продолжается работа по реставрации монументальной живописи, появляются в храме новые киоты и иконы.Почти одновременно со строительством Большого собора в 1686 году было начато возведение каменной ограды монастыря, строительство которой затянулось почти на 30 лет и закончилось только в 1711 году. Массивные крепостные стены с двенадцатью башнями и двумя проездными воротами сооружались на средства вдовы думного дьяка Кириллова, да "род боярина князя Василия Васильевича Голицына дал вкладу пятьдесят червоных золотых".

Монастырская ограда была построена по типу крепостных сооружений древней Руси, но их архитектура нарядна и празднична: верхи стен и башен украшены белокаменными резными деталями, боевые площадки завершены широкими аркадами, что лишает крепостную ограду суровости, характерной для оборонных сооружений.

Напротив Большого собора, с северной стороны ограды находился главный вход в монастырь - Святые ворота, построенные в 1693 году. Над воротами в 1713 - 1714 годах на средства царицы Прасковьи был поставлен храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Архитектура этого храма воплотила взлет петровских преобразований. Причудливый силуэт храма, хорошо прорисованные декоративные ордерные элементы, свидетельствуют об участии в строительстве большого мастера. Многие считают, что им мог быть зодчий Иван Зарудный, которому приписывают авторство церкви в стиле русского барокко Иоанна Воина на Якиманке.

Первоначально Тихвинский храм был также богато украшен: в нем находился образ Тихвинской Божией Матери, выполненный царскими изографами на шелке. К сожалению от убранства храма ничего не сохранилось, поэтому при его возобновлении был сделан новый иконостас и вся церковная утварь. Тихвинский храм был освящен 9 июля 1993 года и с этого времени в нем ведутся богослужения.

В 1730-е годы к храму была пристроена новая лестница и кельи, которые возводились на средства Анны Иоановны и использовались для пребывания в них особо почетных богомольцев, в том числе и царского рода. Впоследствии в этих кельях проживали на покое настоятели крупнейших московских монастырей. В 1920-х годах в этих кельях под домашним арестом находился Святитель Тихон, Патриарх Московский. Сейчас в этих кельях открыт мемориальный музей, где представлены подлинные вещи и облачения Патриарха.

В 1730 году в западной части монастырской ограды по проекту арх. А. Трезини были сооружены новые ворота, а "у досмотру" за строительством был Иван Шендель, один из строителей колокольни в Троице-Сергиевой Лавре. В 1853 году над воротами возвели надвратныйхрам-колокольню Автором проекта был известный московский архитектор Д.В. Ухтомский, а строил его ученик А. Евлашов. Строительство колокольни не было окончательно завершено, за неимением средств не выполнены разные капители, пустыми остались заполнения для картушей. Но даже в таком незавершенном виде колокольня является прекрасным образцом архитектуры московского барокко середины XVIII века.

Надвратный храм над западными воротами во имя праведных Захария и Елизаветы был закрыт в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II; впоследствии в нем разместилась монастырская библиотека и архив.

После революции помещения храма были приспособлены под жилье, а весь объем храма разделен на этажи. Реставрационные работы, начатые еще музеем архитектуры, вернули первоначальный облик храму, а в 1996 году к Светлому Христову Воскресению в нем начались богослужения.

Вблизи колокольни были сгруппированы хозяйственные и жилые постройки. Рядом с воротами сохранились казначейские кельи (конец 17 века, надстроены в 1718 году).

С 1799 по 1827 год в Донском монастыре помещался Духовно-цензурный комитет, впоследствии переведенный в Троице-Сергиеву Лавру. В здании цензурного комитета в 1835 году было открыто Донское духовное училище, существовавшее до 1917 года. В 1909 году здесь же была школа для подготовки послушников. В конце 19 века для училища было построено ныне существующее здание. После революции 1917 года и закрытия Донского духовного училища, в здании разместили дом подростков (колонию для юношей) и швейную мастерскую, которая была преобразована впоследствии в кожгалантерейную фабрику, существовавшую здесь до 1957 года. В настоящее время в здании размещается служба эконома, а также кухня и трапезная.

В 1758 - 1760 годах построены братские кельи, которые завершили формирование парадной части монастыря. Фасад современного здания сохранил барочную отделку, хотя в 1891 году здание было надстроено вторым этажом по проекту арх. Попова. В конце 19 века в здании братского корпуса размещались не только монашеские кельи, но и монастырская гостиница, трапезная, которая была расписана сюжетами из истории основания монастыря. Сейчас эти росписи отреставрированы, в здании проживают монашествующие, размещены монастырская библиотека и воскресная школа. За братскими кельями монастыря находится хозяйственный двор монастыря, где также сохранились старинные здания квасоварни, каретного сарая и конюшен.

Среди вспомогательных построек монастыря представляет интерес дом настоятеля, который вместе с прилегающим к нему садом и кухонным корпусом (бывшей баней) представляют некий усадебный комплекс, характерный для жилой застройки Москвы середины 18 века. При монастыре, в юго-восточной его части, было разбито кладбище, превращенное в некрополь, и возникшее из небольшого монастырского кладбища около Малого собора. Здесь покоятся многие известные деятели России, русской науки и культуры (патриарх Тихон, фельдмаршал Репнин, дед А.С.Пушкина - Лев Александрович Пушкин, отец русской авиации Николай Егорович Жуковский (1847 - 1921), художник Василий Григорьевич Перов (1832 - 1882), русский ученый текстильщик, профессор Ф.М. Дмитриев, архитектор О.Бове, историк В.Ключевский, драматург Д.Фонвизин и многие другие). Здесь же немало небольших и очень красивых усыпальниц и часовен русской знати.

Недалеко от южной стены расположился храм Архангела Михаила, построенный на месте старой больничной церкви Святого Евфимия. Храм Архангела Михаила построен по заказу вдовы М.М. Голицына - Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой, похороненной в этом храме. Вклад на строительство фамильной усыпальницы сделал и князь Сергей Михайлович Голицын. В 1806 - 1809 годах архитектором И.В. Еготовым была построена новая церковь, а 26 сентября 1809 года она была освящена наместником Донского монастыря архимандритом Виктором. В 1894 году храм был поновлен - по решению архимандрита Власия были отремонтированы фасады, сделаны новые росписи, переделан иконостас. Богослужения в храме были возобновлены 21 ноября 1991 года, вскоре после возвращения монастыря Русской Православной церкви. В подклете храма были устроены склепы князей Голицыных, а в самом храме сохранились уникальные надгробные памятники. Среди усопших - Наталья Петровна Голицына - один из прототипов старой графини в "Пиковой даме" А.С. Пушкина.

Вблизи храма по проекту архитектора И. Вихляева построена водосвятная часовня, которая воспроизводит формы надкладезной беседки конца 19 века.

С восточной стороны от Большого собора расположена церковь Александра Свирского, построенная в 1796 - 1798 годах на средства графа Николая Александровича Зубова над могилой А.Н. Зубова. Небольшой храм-ротонда поставлен на невысоком белокаменном цоколе и завершен строгим антаблементом. В 1812 году храм был разграблен и частично разрушен, его восстановили в 1820 году. После 1920-х его интерьер был вновь разграблен, а надгробные доски разбиты. После приспособления его под библиотеку в 1952 году, здание понесло значительный урон, а после реставрации в 1960-х годах - здание приобрело первоначальный облик, но внутреннее убранство утрачено навсегда. Неподалеку, ниже по рельефу расположен храм Иоанна Лествичника, выстроенный на средства генерала Терещенко. Храм в 1992 году частично восстановлен и заново освящен.

Украшением монастырского ансамбля является храм во имя Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, который был построен архитектором А. Венсаном в 1891 году на средства купцов Первушкиных. Два храма-усыпальницы появились в Донском монастыре на месте братских огородов - храм во имя Святителя Тихона (1997) и храм Георгия Победоносца (2000). С 1993 года звучат колокола на Западной колокольне. C 1991 возрождается духовная жизнь монастыря.

(Т.Д. Божухина. Донской Ставропигиальный Монастырь. Рекламный буклет)