Порядок проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства

   Согласно организационно-распорядительным документам на межрайонную природоохранную прокуратуру г.Москвы возложен надзор за соблюдением Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного экологического контроля, а также при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

    Государственный экологический контроль осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее – Департамент) посредством организации и проведения проверок.

   Порядок проведения плановых и внеплановых проверок  определен Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ), Административным регламентом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, утв. Приказом от 30.08.2010 №129, размещенным на официальном сайте Департамента.

   С 1 января 2016 года вступила в силу ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ, устанавливающая запрет на проведение в 2016 - 2018 годах плановых проверок отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.

 

1. Критерии, определяющие статус юридического лица как субъекта малого предпринимательства

Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015), в том числе пп. 2 и 3 ч. 1.1 данной статьи, а также Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В частности, к условиям отнесения субъекта предпринимательства к категории малого бизнеса относятся следующие:

1. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников:

  • до ста человек включительно для малых предприятий, в том числе
  • до пятнадцати человек для малых предприятий;

2. предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость не должны превышать:

  • для малых предприятий - 800 млн. рублей;
  • для микропредприятий - 120 млн. рублей[1].

Обращаем внимание: статус субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, указанным выше.

 

2. Случаи, когда проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства возможно

(ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ)

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона №294-ФЗ, с «01» января2016 г. по «31» декабря2018 г. плановые проверки субъектов малого предпринимательства контролирующими органами, в том числе Департаментом,  не проводятся.

При этом в план проверок субъектов предпринимательства Департамента в период 2016-2018 годов могут включаться субъекты малого предпринимательства:

- если в отношении них вынесено и вступило в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Департаментом также могут проводиться внеплановые проверки[2], а также административные расследования[3] в отношении субъектов малого предпринимательства, допустивших нарушения требований природоохранного законодательства.

3. В случае если проверка субъекта малого предпринимательства включена в план проверок Департамента, информацию о проведении плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательства, в том числе малого предпринимательства, можно получить на интернет-сайте proverki.gov.ru, на котором публикуются сведения единого реестра проверок[4].

Должностные лица Департамента перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений статьи 26.1 Федерального закона №294-ФЗ.

В случае представления должностным лицам Департамента при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к субъектам малого предпринимательства и при отсутствии оснований, приведенных в ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ (см. раздел 2), проведение плановой проверки должно быть прекращено, о чем составляется соответствующий акт.

При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель наделяются правом подать в Департамент заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 26.1 Федерального закона №294-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 №1268 об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 (далее – Правила) определяет следующий порядок подачи субъектом малого предпринимательства заявления и его рассмотрения уполномоченным контролирующим органом.

В случае если плановая проверка субъекта малого предпринимательства включена в план Департамента, заявление и прилагаемые к нему документы направляются непосредственно в Департамент.

Заявителю необходимо:

- заполнить заявление об исключении из плана проведения плановых проверок по форме, содержащейся в Правилах;

- приложить к нему документы, подтверждающие соответствие критериям субъектов малого предпринимательства в соответствии с п. 7 Правил

-  к заявлению, подписанному лицом, действующим от имени заявителя, приложить документ, подтверждающий полномочия подписавшего заявление лица на подачу такого заявления.

Департамент в течение 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимает одно из следующих решений:

а) об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;

б) об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа;

в) о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 №1268, формой, а также прилагаемых документов.

Решение направляется заявителю в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.

Если Департаментом принято решение об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана, заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

В случае принятия Департаментом решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана осуществляется внесение изменений в план Департамента.

Обращаем внимание: Проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Федерального закона №294-ФЗ относится к грубым нарушениям требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ.

         В случае нарушения прав субъектов малого предпринимательства Департаментом при осуществлении государственного экологического контроля (надзора) необходимо обращаться в межрайонную природоохранную прокуратуру г.Москвы.

Своевременное обращение в прокуратуру способствует предотвращению и пресечению нарушений со стороны Департамента и полноценной защите прав субъектов малого предпринимательства.

 

 

Разъяснение подготовил помощник межрайонного
природоохранного прокурора г. Москвы
Ю.В. Казимирская

 



[1] Данные показатели установлены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[2] Основания для проведения внеплановых проверок определены в п. 2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ.

[3] Основания для проведения административного расследования установлены ст. 28.7 КоАП РФ.

[4] Сведения о внеплановых проверках при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) доступны с 1 июля 2016 года.