Прокурор разъясняет

Амнистия

Издание актов об амнистии осуществляется законодательной властью по причине значительных изменений в жизни государства,
которые называются «объективно сложившимися обстоятельствами», затрагивающие интересы широких масс населения. В случае,
если государственная власть способна учесть данные обстоятельства,
не изменяя структуры и содержания уголовного закона, а посредством освобождения от уголовной ответственности, смягчения наказания, улучшения положения осужденного иным образом, то она ставит вопрос
о необходимости принятия соответствующего нормативно-правового акта, способного повлиять на судьбу большого количества совершивших преступления лиц.

Акт об амнистии объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на основании п. «е» ч. 1
ст. 103 Конституции РФ.

Акт об амнистии применяется в отношении не конкретного лица,
а определенной группы лиц, совершивших преступления определенной категории и характеризующихся теми или иными специфическими признаками, обычно такой акт содержит описание категории людей (несовершеннолетние, женщины, лица старше определенного возраста и т.д.).

На законодательном уровне (Постановление от 18.06.1999 № 4148-II ГД «О порядке применения Постановления ГД ФС РФ «Об объявлении амнистии»») предписывается учитывать отсутствие нарушений осужденным лицом злостно установленного порядка отбывания наказания.
Также прописываются правила, согласно которым осужденные,
являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, как бы не являются такими нарушителями лишь потому,
что они – инвалиды
I или II группы, больные туберкулезом, мужчины, достигшие 60-летнего возраста, или женщины, достигшие 55-летнего возраста, беременные или имеющие несовершеннолетних детей и т.д.

Акт об амнистии исключает производство по уголовному делу
(после издания акта об амнистии дело не может быть возбуждено,
а возбужденное подлежит прекращению).

 

 

Принудительные меры воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия не являются уголовным наказанием, однако существуют они и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений и являются формой государственного реагирования на совершение преступлений несовершеннолетних
(по преступлениям небольшой и средней тяжести).

Ст. 90 УК РФ предусматривает специальный вид освобождения
от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).

Частью 2 статьи 90 УК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень принудительных мер воспитательного воздействия, к их числу относятся:

1) предупреждение;

2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих,
либо специализированного государственного органа;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей, как один
из видов воспитательного воздействия, суд должен убедиться в том,
что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение
и повседневный контроль за несовершеннолетним.

Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относится к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга
и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего –
к условным.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера
по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего
к уголовной ответственности.

 

 

Отсрочка отбывания наказания

Беременной женщине или женщине, имеющей хотя бы 1 ребенка
в возрасте до 14 лет, суд может отсрочить фактическое отбывание наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста, если она осуждена
а) за преступление против личности (небольшой или средней тяжести) –
к лишению свободы на срок не свыше 5 лет или иному более мягкому наказанию; б) за другой вид преступления – к любому наказанию.

Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте
до 14 лет, не могут быть назначены такие виды наказания, как ограничение свободы, арест. Обязательные работы не назначаются беременным женщинам и женщинам, имеющих детей в возрасте до 3х лет.

Женщине может быть отсрочено отбывание наказания как
при вынесении судом обвинительного приговора, так и в процессе исполнения наказания.

Ходатайство об отсрочке отбывания наказания женщины, осужденной, в частности, к обязательным или исправительным работам, ограничению свободы подается в суд самой осужденной со дня предоставления отпуска
по беременности и родам. Данное решение применяется лишь в случае наличия достаточных условий для нормального воспитания ребенка
в состоянии свободы, в частности, при наличии постоянного места жительства, при благоприятном социальном окружении, при представлении суду обоснованных заверений о предстоящем правомерном образе жизни осужденной матери и возможности воспитания и обеспечения ребенка.

При предоставлении отсрочки отбывания наказания, контроль
за поведением осужденной женщины в период отсрочки отбывания наказания осуществляет уголовно-исполнительная инспекция по месту
ее жительства. Освобожденная от фактического отбывания наказания женщина обязана в течение 3х дней со дня прибытия явиться в инспекцию для постановки на учет. В день явки в инспекцию осужденной разъясняются условия отсрочки, главными из которых являются добросовестное воспитание своего ребенка и уход за ним.

Если осужденная уклоняется от воспитания ребенка и ухода за ним,
то она предупреждается инспекцией в письменной форме о возможности отмены отсрочки и направления осужденной для отбывания наказания.
В случае продолжения уклонения от воспитания ребенка и ухода за ним после объявленного предупреждения, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд преставление об отмене отсрочки и о направлении
для отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

 

 

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания представляет собой предусмотренное уголовным законом прекращение дальнейшего отбывания осужденным лицом назначенного ему основного наказания. После фактического отбывания им к моменту освобождения определенного срока, если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного наказания и способно доказать это в течение испытательного срока.

В качестве условий, при которых осуществляется освобождение, выступают: отбывание лицом одного из установленных законом основных видов наказания; отсутствие необходимости полного отбывания назначенного по приговору суда наказания; фактическое отбытие лицом
к моменту освобождения определенного срока наказания.

При решении вопроса о том, исправился ли осужденный,
суд учитывает его поведение во время отбывания наказания, выясняет, соблюдал ли он условия отбывания наказания в исправительном учреждении, как он относился к труду, изменилось ли в какой степени его отношение
к совершенному преступлению.

При отбытии осужденным части срока наказания (ч. 3 ст. 79 УК РФ) администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязаны не позднее, чем за 10 дней, после подачи ходатайства осужденного
об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направить
в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного.

Рассматривая материалы, суд не вправе сокращать неотбытый срок наказания или заменять его условным осуждением.

Суд по представлению уполномоченных органов, на которых возложено осуществлять контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, может отменить условно-досрочное освобождение,
в случае, если имеются нарушения осужденным лицом общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, либо злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных
на данное лицо судом при применении УДО от отбывания наказания.

 

 

Порядок проведения предварительного слушания

Предварительное слушание уголовного дела проводится
с соблюдением общего порядка подготовки к судебному заседанию (гл. 33), общих условий судебного разбирательства (гл. 35) и с соблюдением правил проведения подготовительной части судебного заседания. Следовательно, судья обязан открыть судебное заседание, проверить явку в суд, объявить состав суда, разъяснить права на отводы и разрешить их, разъяснить права участникам судопроизводства, выяснить имеющиеся у них ходатайства
и разрешить их с соблюдением регламента судебного заседания. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании и с участием сторон.

Судья обязан уведомить стороны о времени и месте проведения судебного заседания по предварительному слушанию уголовного дела
не менее чем за 3 суток.

Если обвиняемый заявит ходатайство о проведении предварительного слушания в свое отсутствие, оно может быть удовлетворено. Однако следует учитывать и правило об обязанности суда предоставить реальные возможности обвиняемому воспользоваться всеми предоставленными уголовно-процессуальным законом правами в полном объеме. Следовательно, при разрешении подобного ходатайства необходимо учитывать все конкретные обстоятельства рассматриваемого дела.
Исходя из требований ст. 247 следует признать, что удовлетворение ходатайства обвиняемого допустимо лишь по делам небольшой или средней тяжести. И даже при удовлетворении подобного ходатайства судье предстоит довести до сведения подсудимого сущность решений, принятых
без его участия, с тем чтобы в полной мере гарантировать ему право
на осуществление защиты.

Неявка иных, кроме обвиняемого, участников уголовного судопроизводства не препятствует проведению предварительного слушания при непременном условии, что они были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания и характере вопросов, которые будут решаться при его проведении.

Закон особо определяет процедуру рассмотрения ходатайств
об исключении доказательства. Ходатайство об этом вправе заявить любой из участников уголовного судопроизводства при наличии оснований, указанных в ст. 75. Оно может быть заявлено после ознакомления
с материалами дела и в течение семи суток после направления уголовного дела в суд. По смыслу закона судья обязан изложить существо заявленного ходатайства, выяснить мнение по его существу у другой стороны, опросив всех явившихся в суд участников процесса, ее представляющих. В случае отсутствия возражений судья удовлетворяет ходатайство. При возражении кого-либо из участников процесса, представляющих другую сторону, суду следует оценить правомерность возражения и принять решение, руководствуясь требованиями ст. ст. 7 и 235.

Сторона защиты вправе ходатайствовать о вызове в суд свидетеля
для установления алиби обвиняемого. Удовлетворение такого ходатайства обусловливается рядом требований. Во-первых, оно подлежит удовлетворению лишь в случае, если оно заявлялось в ходе предварительного расследования и было отклонено дознавателем, следователем
или прокурором. Во-вторых, оно может быть удовлетворено также в случае, если о существовании такого свидетеля заявителю стало известно
после окончания предварительного расследования.

Ходатайство стороны защиты об истребовании дополнительных доказательств или предметов подлежит безусловному удовлетворению,
если они имеют значение для уголовного дела. Таковыми они могут быть признаны, если способствуют установлению любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу.

Для решения вопроса об относимости и допустимости доказательств, имеющихся в уголовном деле и подлежащих исследованию в судебном разбирательстве, по ходатайству сторон в качестве свидетелей могут быть допрошены любые лица, которым что-либо известно об обстоятельствах производства следственных действий или изъятия и приобщения
к уголовному делу документов, кроме лиц, обладающих свидетельским иммунитетом. Из этого следует, что суд вправе допросить лиц, руководивших производством следственных действий, а также понятых, переводчиков, специалистов и т.п., участвовавших или оказывавших содействие в производстве следственных действий в ходе производства
по уголовному делу, с целью решения вопроса о допустимости доказательства, оспариваемого заявителем.

В ходе предварительного слушания уголовного дела ведется протокол. Его ведение возлагается на секретаря судебного заседания. Протокол должен содержать указанные в законе данные о времени, месте судебного заседания, участвовавших в нем лицах, описание действий суда и т.д.

 

 

Принудительные меры медицинского характера

Принудительные меры медицинского характера (ПММХ) - это особая разновидность медицинских мер, применяемых к лицу, страдающему психическим расстройством, без его согласия или согласия его законных представителей в случае совершения им общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

ПММХ применяются по назначению (решению) суда. Они не являются мерами уголовного наказания. Эти меры отличаются по цели и субъектам
их применения, характеру и сущности применяемого принуждения, срокам
и процедурам реализации и уголовно-правовым последствиям
их применения.

Основания и порядок применения ПММХ регулируются как УК,
так и УИК, УПК, а также отдельными нормами Закона о психиатрической помощи и нормами иного федерального законодательства
о здравоохранении.

ПММХ представляют собой комплексный институт материального и процессуального права, содержание которого включает как юридическую, так и медицинскую составляющую.

Юридическая составляющая данного института включает в себя нормативное закрепление материально-правовых оснований, цели, видов, порядка применения, изменения и прекращения ПММХ к тем или иным субъектам уголовно-правовых отношений; определение их правового статуса, а также процессуальные формы установления оснований
и процедуры применения ПММХ к конкретным субъектам.

Медицинская составляющая той или иной ПММХ зависит от психического состояния (диагноза и характера психического расстройства, прогноза его течения и т.п.) и общественной опасности лица, в отношении которого она применяется. Необходимые рекомендации в этом направлении должна высказать (в своем заключении) комиссия врачей-психиатров
либо судебно-психиатрическая экспертная комиссия (СПЭК), проводившая по решению органа предварительного расследования или суда амбулаторное или стационарное исследование (экспертизу; ст. 203 УПК) данного лица.
Эти рекомендации не являются обязательными для суда, так как окончательное определение вида ПММХ, применяемой к тому или иному субъекту, относится к компетенции суда, а не комиссии врачей-психиатров.

Статья 97 УК РФ исчерпывающе определяет круг лиц, к которым суд может применить ПММХ. При этом их применение является правом,
а не обязанностью суда, поскольку в ходе судебного заседания
он самостоятельно и по своему внутреннему убеждению оценивает наличие правовых и фактических оснований для этого, а также целесообразность
их назначения.

Общими основаниями для применения той или иной ПММХ
для каждой из названных в законе групп являются: а) обязательное наличие
у лица того или иного психического расстройства либо такого, неразрывно связанного с психическим расстройством заболевания, как хронический алкоголизм или наркомания; б) совершение данным лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом; в) наличие достаточных данных (доказательств; ст. 69 УПК), свидетельствующих
о возможности причинения этим лицом в связи с наличием у него психического расстройства существенного вреда себе, другим лицам
либо иным, охраняемым законом интересам. Только одновременное наличие (единство) трех названных составляющих и образует надлежащее основание для применения судом ПММХ.

 

 

Дата размещения 16.05.2022